статья / рецепт
Хотите помочь развитию проекта? Присоединяйтесь, пишите и публикуйте собственные статьи на интересные темы!

Принципы йоги: Нияма

Автор: slavootic Йога 11 апреля 2013 1414
ниямаВ каждой культуре и системе развития есть свои моральные нормы. В йоге это Яма и Нияма, о которых не следует забывать, приступая к практике. Учение йоги содержит десять установок для медитирующих: пять запретных и пять предписывающих — «нельзя» и «следует» духовного пути. Значение их в том, что они предотвращают «утечку» нашей энергии. Достигается это тем, что сначала с их помощью заделываются дыры в подойнике, а затем они помогают нам собирать «молоко» внутреннего мира.

Нияма является второй ступенью классического восьми-ступенчатого йоговского пути, описанного в «Йога-Сутрах Патанджали» — древнем общепризнанном тексте, где пять принципов Ниямы звучат так: «Нияма — это очищение себя внутри и снаружи, удовлетворенность, аскетизм, прилежание и почитание Бога» (пер. Свами Вивекананды).

Нияма — это по большей части принципы внутреннего поведения, которые продолжают описание принципов поведения и мышления йогов, начатых с Ямы — моральных заповедей, касающихся прежде всего внешнего поведения.

Шауча, или внешняя и внутренняя чистота

шаучаШауча — первый принцип Ниямы. Он означает внутреннюю и внешнюю чистоту йогина. Физическое тело является храмом для души и должно поддерживаться в идеальной чистоте. То же касается и того, что поступает в тело или воспринимается им — еда должна быть чистой, информация, музыка, истории и вообще все, что воспринимает наш разум должно быть очищено. Внешнее очищение должно сопровождаться внутренним очищением мыслей и эмоций. Если мыться три раза в день, но при этом копить в разуме злые мысли и плавать на волнах своих негативных эмоций — Шауча не будет соблюдена. Принцип Шаучи предполагает очищение всех структур человека. Собственно, разделение очищения на внутреннее и внешнее — лишь условность, ведь даже мысли являются внешними для нашего Высшего Я.

Очищать можно только то, что может загрязниться. Душа человека всегда остается чистой, по ней нет смысла елозить тряпкой. Только из-за неверного самоотождествления — «Я есть тело», «Я есть эта личность» — мы воспринимаем себя загрязненными. Идеальная чистота Шауча — беспрепятственное сияние нашего божественного Я, нашей души, частички Абсолюта. Мы становимся чисты от иллюзий в восприятии или стереотипов в мышлении, переживая трансцендентальный опыт самопознания. Таким образом, идеальная Шауча является одним из аспектов конечной цели йоговских практик. К счастью, не только великим просветленным йогинам доступна Шауча — начать реализовывать в своей жизни йоговский принцип чистоты может каждый человек, даже если это является единственной йогой, которую он практикует.

Внешняя чистота Шаучи — неотъемлемая часть жизни современного человека.

В современном обществе соблюдение принципов йоговской чистоты возведено в норму поведения. Все знают, что нужно мыться, ухаживать за волосами, чистить зубы, подстригать ногти, высмаркиваться, своевременно и в специальных местах очищать кишечник и мочевой пузырь. Принципы внешней чистоты просто стали частью нашей жизни, но все же всегда стоит помнить об их важности.

Стремление придерживаться принципов йоги, в том числе и принципа чистоты Шауча, не должно переходить в фанатизм, чрезмерную увлеченность. Даже чистота должна быть разумной. Йогин, который моется с мылом через каждые десять минут, мотивируя это следованием Шауче, скорее созрел для обращения в специализированную клинику, чем соблюдает принципы Ниямы.

Во всем стоит находить срединный путь — даже в соблюдении принципа Шаучи.

Внутренняя чистота Шаучи — соблюдение общечеловеческих духовных наставлений.

Очень многие духовные лидеры говорят о необходимости соблюдения внутренней чистоты, хотя часто и не употребляют слово «шауча». Человек должен избавиться от злых, корыстных, похотливых мыслей, взять под контроль все свои негативные эмоции и очиститься от них. Это один из основополагающих духовных принципов, совершенство в котором достигается с ходом духовной практики.

Внутренние загрязнения человека могут быть куда большей бедой, чем немытые руки или нечищеные зубы. Когда изнутри сидят черви жадности, самовлюбленности, ненависти, то их испражнения рано или поздно загадят все структуры человека, сколько бы тот ни мылся в душе и бане. Внутренняя чистота является неотъемлемой частью йоговской практики. Без соблюдения этого принципа, физические упражнения становятся лишь акробатикой и тренировкой выносливости.

Шауча — принцип чистоты во всех проявлениях человека. Йогин прекрасно понимает, что это тело — лишь инструмент в его руках. Но он также знает, что этот инструмент необходимо поддерживать в чистоте и порядке, иначе он не сможет выполнять своей функции.

Внутреннее и внешнее очищение на следующих ступенях йоги.

Идеальная чистота не очень часто может быть достигнута в мгновение ока. Для совершенствования в Шауче чаще всего требуется время и усердие. С помощью упражнений и техник Хатха-йоги и Раджа-йоги, человек может усилить и ускорить свое очищение. Шаткармы — это набор действий, направленных на активное очищение физического тела. Сюда входят как очень простые (чистка зубов — тоже шаткарма), так и сложные — очищение носовой полости с помощью шнура (Сутра-нети). Во время знакомства с Хатха-йогой человек может попробовать на себе некоторые шаткармы. Лучше всего делать это под руководством опытного йога.

Асаны (позы тела) и пранаяма (дыхательные практики) также способствуют очищению тела от внутренних загрязнений. Медитация помогает очистить разум от негативных тенденций в мышлении и эмоциях. Таким образом, вся последующая практика классического пути йоги автоматически приводит к еще большему совершенству в Шауче.

Шауча — естественное состояние, не требующее усилий.

Может показаться странным, что наше внутреннее Высшее Я является безупречно чистой частичкой Абсолюта, но для того, чтобы не запятнать эту чистоту, нужно постоянно придерживаться принципа Шауча. На самом деле, чистота всегда была и будет нашим естественным состоянием. Мудрые йоги не обманываются отождествлением с временными проявлениями (тело, разум) и всегда живут в осознании своей бессмертной и безупречно чистой души. Шауча для них — это не часть практики, а аспект существования, такой же естественный и проходящий без усилий, как выделение желудочного сока.

Соблюдение принципа Шауча дарует человеку великие плоды — когда уходит грязь неведения, мы начинаем осознавать те сокровища, которыми всегда обладали. Очищаясь, человек приближается к глубинам самопознания и открывает свое естественное состояние, называемое СатЧитАнанда — безграничные Бытие, Сознание и Блаженство.

Сантоша, или удовлетворенность

сантошаДля того, чтобы назвать себя совершенным в Сантоше, человеку достаточно в каждом моменте жизни ощущать удовлетворенность. Или, другими словами, иметь позитивное мышление. Это должно касаться всех аспектов существования — карьеры, семейных отношений, духовного опыта, финансового успеха... Соблюдение в жизни принципа Сантоши открывает врата к безграничному внутреннему спокойствию, вселенской безмятежности. Как правило, осознание глубинной сути и развитие Сантоши приходит постепенно в ходе духовной практики.

Желания человека бесчисленны, мы всегда можем найти новую цель своих устремлений, неважно, касается это покупки нового автомобиля, развития очередной добродетели или еще более глубокого осознания своей связи с Богом. И человеку всегда будет куда стремиться – развитие не прекращается в этом мире, и мы также не можем стоять на месте. Независимо от любых жизненных ситуаций, принцип Сантоши предписывает всегда находить положительные аспекты в своей судьбе. Радоваться тому, что уже было сделано, не беспокоиться излишне о будущем и благодарить за то, что имеется в настоящем.

Сантоша является вторым принципом классического йоговского пути, озвученного мудрецом Патанджали в знаменитых «Йога-сутрах». Придерживаясь принципа Сантоши, йогин может всегда держать под контролем свои эмоции, сохранять оптимизм и уверенность в себе.

Сантоша является трансцендентальным состоянием — внутренняя удовлетворенность никогда не зависит от внешних обстоятельств. Укрепившись в этом состоянии, йогин становится неприступной скалой спокойствия и уверенности.

Сантоша — осознанная удовлетворенность.

Соблюдение йоговского принципа Сантоши совсем не означает глупое «удовлетворенность ради удовлетворенности». Когда внутреннее довольство не имеет надежного подкрепления со стороны разума, оно будет похоже на дырявый шарик, который бессмысленно надувать — он все равно сдувается. Как правило, искусственную удовлетворенность удается поддерживать недолго, и это может закончиться волной «ответной реакции» — негативными эмоциями и даже легкой депрессией. И уж ни в коем случае не нужно убивать себя, пытаясь радоваться жизни с помощью наркотиков (алкоголя и т.д.)

Сантоша — осознанная удовлетворенность. Это значит, что йогин всегда понимает, почему он доволен. «Мне хорошо, потому что душа поет, а еще меня окружают любящие люди, я прочитала интересную книгу, вышли новые серии моих любимых мультфильмов» — прекрасная причина для счастья на сегодня.

Постепенно человек, развивающий Сантошу, все чаще начинает находить непреходящие, вечные причины для своего удовлетворения: «Источник безграничного блаженства кроется во мне самом и постепенно я приближаюсь к нему в своих поисках», «Любовь лежит в основе этого мира и каждый может раскрыть ее в своем сердце». Внутреннее развитие становится для духовного искателя неиссякаемым источником искренней радости.

Удовлетворенность не имеет ничего общего с ленью.

«Я всем доволен, мне ничего не нужно, пусть все остается таким, как есть», — подобные размышления иногда могут нести в себе семя лени, и их следует опасаться. Нужно честно ответить самому себе: действительно ли вас все устраивает? Вы счастливы? Нет ли чувства внутреннего дискомфорта? Иногда человек из-за лени просто не хочет заниматься своим развитием или своим финансовым положением, и находит оправдание своей лени — «я удовлетворен всем, поэтому ничего не буду делать, мне ничего не нужно». Йогин, соблюдающий Сантошу, доволен всегда — и в труде, и в отдыхе.

Удовлетворенность — основа духовной жизни.

Если представить себе мир, в котором каждая мысль человека тут же воплощается перед ним, а вся окружающая реальность соткана только из его ментально-асоциальных состояний, то можно легко понять значимость Сантоши. Когда внутри у нас покой и расслабленная радость, то и мир вокруг показывает себя с доброй и милой стороны. А когда внутри мечутся кобры неудовлетворенности, злости, жадности, гнева — каким будет этот окружающий мир-зеркало?

Внутренний мир человека без удовлетворенности — это буквально адская обитель, источник нескончаемых страданий. Только после того, как будет наведен порядок во внутренних состояниях и понята Сантоша, йогин может беспрепятственно устремиться к своим возвышенным целям. В редких случаях происходит наоборот — достижение возвышенных целей приводит человека к Сантоше.

Сантоша — повседневная жизненная радость.

Это очень приятный и легкий принцип йоговского внутреннего поведения. Неудовлетворенность заставляет нас напрягаться. У многих людей, таящих в сердце неудовлетворенность, напрягаются мышцы лица, сжимаются челюсти и если такое состояние поддерживается долго, это может даже обезобразить лицо, сделать его злым, угрюмым или страдальческим.

Быть удовлетворенным — значить быть расслабленным. Нет стрессов и перенапряжения. Соблюдение Сантоши отражается даже на физическом состоянии. Как правило, удовлетворенные и жизнерадостные люди более здоровы и бодры, чем унылые и угрюмые личности.

Любая маленькая радость, которая пришла к нам в жизни, может подтверждать и подпитывать внутреннюю удовлетворенность. «Сегодня кушал арбуз — было очень вкусно», «Прошел дождь, и все вокруг пылает красотой» — достаточно лишь немного покопаться в себе и вы найдете множество причин для искренней радости.

Благодарность — первый шаг к удовлетворенности.

Мы часто не ценим то, что имеем, постоянно стремясь к чему-то новому, не обращая внимание на уже достигнутое. Глубоко понять удовлетворенность можно очень легко, если начать с практики благодарности.

Не обязательно всем подряд говорить спасибо, а при каждом удачном случае падать ниц с хлещущими по щекам слезами благодарности к Высшим Силам. Внутренняя благодарность намного важнее любых внешних проявлений. «Я благодарен за возможность стать свидетелем этого прекрасного дня», «Я благодарен за радость пребывания в этом мире» — немного поразмышляв, мы легко сможем найти множество причин для благодарности. Не обязательно быть благодарным кому-то конкретно («Я благодарен Богу», «Я благодарен родителям»), само внутреннее чувство важнее, чем его направленность.

Благодарность помогает глубоко понять ценность происходящих с нами событий. Удовлетворенность является естественной спутницей благодарности, и с ходом йоговской практики обе становятся неотъемлемыми внутренними качествами йогина.

Тапас, или самодисциплина

тапасТапас — это максимально возможный самоконтроль эмоций, мыслей, слов, действий и постоянства продвижения к намеченным жизненным вехам.

Отсутствие самоконтроля приводит к господству прихотей ума над разумом. Поэтому без Тапаса невозможно достичь успеха ни в йоге, ни в жизни.

Тапас означает разумный, то есть приносящий удовлетворение, аскетизм во всем. Он подразумевает, кроме всего прочего, системную организацию своего дня, духовных и физических практик. Поэтому йоги усердны в повседневных делах. С помощью Тапаса они разрушают инертность мышления, обрывают устаревшие, мешающие жить, установки ума и осознанно создают новые.

Тапас и внутренняя энергия.

Каждое наше проявление (действие, мысль и т.п.) требует энергии. Если у человека нет энергии, то он даже вдох сделать не сможет. Чем больше в нас энергии, тем более эффективна наша жизнь: действия результативны, мысли весомы и приводят человека к важным решениям или удивительным открытиям.

Даже для людей, у которых энергии хватает только на то, чтобы поддерживать жизнь физического тела, Тапас предлагает эффективные методы сохранения и накопления жизненной силы.

Вот один из них, самый простой. Чтобы понять механизм его действия, достаточно осознать, что любая мысленная активность, любое направление внимания к чему-либо приводит к энергетическим затратам.

А что делает современный человек? Проснувшись утром, он включает телевизор, радио, компьютер, телефон. Его внимание направляется на сюжеты сериалов, новостные сообщения, рекламные ролики, компьютерную «реальность». Он едет на работу, а глаза его скользят по красочным объявлениям. Он отдает свою энергию бессмысленным досужим разговорам, развлечениям в Интернете, негативным мыслям или пустым мечтаниям. Вечером, устав за день, он все равно упирает внимание в телевизионные передачи или компьютер, продолжая подпитывать их своей энергией. Его можно сравнить с энергетическим донором, от которого питаются все, кому не лень.

Йог, который реализует принцип Тапаса, не будет так поступать. Он ценит время, силы, энергию. Он не распыляется на ненужную мишуру окружающего мира, а четко понимает, куда стоит тратить бесценную мощь своего внимания. Лучше побыть в тишине или послушать спокойную музыку, направить свои мысли к достойным целям или сосредоточиться на интересном деле и выполнить его настолько идеально, насколько возможно, чем бегать за яркими миражами, ведущими в пропасть.

Аскетические перекосы.

Тапас нужно соблюдать каждое мгновение, но это совсем не значит, что йоги должны жить исключительно в пещерах, кушать коренья и ходить в одежде из коры деревьев. Такие практики тоже существуют, но они подходят далеко не всем. Более того, многим они попросту не нужны и будут отводить от разумного жизненного пути.

Немного аскетов могут правильно определить достойные цели для суровых долговременных практик и направить обретенную мощь в правильное русло. Еще меньше могут после Тапаса такого рода сохранить свои благостные устремления. Есть множество свидетельств о том, что чаще всего силы, полученные в результате жесткой аскезы, пробуждали в людях, не достигших достаточной устойчивости разума, гордыню, корыстолюбие и ненасытность, что в итоге приводило их к гибели.

Практика Тапаса не должна вызывать страданий. Тапас — прежде всего путь сердца. Тапас, не приносящий удовлетворения, скорее всего тапасом не является в силу заблуждения практикующего в выборе методов его реализации. То же можно сказать о «тапасе», приносящем вред любого рода. Например, не является Тапасом нарушение целостности или функциональных возможностей физического тела — ни собственного, ни других живых существ. Тапас — это не самоистязание.

Тапас тела, речи, мыслей. Тапас в гуне тамаса, раджаса, саттвы.

Бхагавад Гита — древний текст, объясняющий суть и техники некоторых высших йог, говорит о трех видах Тапаса:

1. Аскетизм тела, который проявляется в служении мудрецам и духовному наставнику, в поддержании чистоты и целомудрия, в соблюдении принципа ненасилия;

2. Аскетизм речи, достигаемый через произнесение правдивых, приветливых и спокойных слов, а также в прилежном изучении духовных и других просветительских текстов, немногословии;

3. Аскетизм мыслей, проявляемый в кротости, самообладании, чистоте помыслов и всего внутреннего мира, ментальном спокойствии.

В соответствии с тремя гунами проявленной природы, в Бхагавад Гите выделено три способа практики Тапаса. Тапас в гуне саттва (ясность, благость) выполняется с глубокой отрешенностью от результатов этой практики (то есть от их наличия, качества и количества), со знанием дела и по большей части ради удовольствия от самого процесса нахождения в Тапасе. Тапас этого вида либо просто избавляет от кармических страданий, либо дает еще и благо. Те же, кто желают через свой аскетизм что-либо обрести, выполняют Тапас в гуне раджас (страсть), даже в том случае, если это «что-либо» будет самым «возвышенным», по их мнению, устремлением. Этот Тапас в итоге обычно приводит к страданиям, исключая случаи, когда цель и средство Тапаса совпадают и находятся в дхарме практикующего. А издевательство над физическим телом, либо аскетизм, выполняемый в помрачении разума, по глупости или неведению, а также ради причинения вреда другим существам называется Тапасом в гуне тамас (инертность, тупость). Тапас в гуне тамаса нарушает Вселенскую Гармонию, и она пытается восстановиться, вызывая страдания горе-аскета уже в процессе практики: ментальный и физический дискомфорт, болезни и т.д.

Сила Тапаса.

Сила Тапаса безгранична. Древние тексты указывают, что любая цель в этом мире может быть реализована через Тапас. Следует помнить, что Тапас может быть и мощным инструментом в руках мудрого йога, и разрушительной практикой для несведующего человека. Наставления Гуру помогают правильно им пользоваться и не отвлекаться на ложные устремления.

Свадхьяя, или самопознание

свадхьяя Свадхьяя — это один из принципов Ниямы, фундаментальной основы для всех без исключения направлений йоги. Йогин, реализующий принцип Свадхьяя, выступает наблюдателем и исследователем. Он непрерывно расширяет свой опыт и знания, концентрируя мысли и действия в направлении самосовершенствования и превращая жизненный путь в череду полезных открытий.

Говорят, что Знание — это Сила. Изучая свой внутренний мир, знакомясь с принципами существования Природы, наблюдая, анализируя и делая разумные выводы, человек совершает меньше жизненных ошибок, что значительно усиливает степень его счастья и удовлетворенности.

Самопознание — основа самореализации.

Каждый из нас обладает безграничным внутренним потенциалом. В одном дремлет выдающийся музыкант, в другом — сверхуспешный бизнесмен, третьему дано оставить после себя след в виде гениальных технических изобретений, полезных всему человечеству, кому-то суждено стать прекрасным родителем и воспитателем своих детей, а в ком-то откроется великий духовный наставник.

Но как можно реализовать этот потенциал, если даже не задумываться о его наличии? «В каких пластах реальности лежит моя истинная стезя? В какой деятельности я смогу стать успешным и полезным для мира?» — ответы на подобные вопросы человек может найти в себе самом, если будет следовать принципу Свадхьяя.

Как человек может быть счастлив, если общается с неподходящими для него людьми, или тратит свое жизненное время на пустые, бессмысленные занятия, или занимается не своим делом? Убежденный пацифист не может быть счастлив на военной службе, а гуманитарий по призванию не реализуется в технических профессиях.

Йога учит, что счастье — это изначальное состояние человека, его суть и природа. Познавая себя и следуя своему призванию, мы находим свой жизненный путь, занятия и друзей, что в свою очередь помогает нам раскрыть свое внутреннее состояние безграничного и непреходящего удовлетворения, называемого в йоге «ананда».

«Царство Божие внутри вас» — этому утверждению вполне соответствует йоговская философия. Познавая себя с помощью Свадхьяи, мы узнаем, что скрывает от нас нашу собственную Ананду и получаем возможность устранить все препятствия на пути к внутреннему «Царству Божию», или, говоря современным языком — отсутствию страданий и самореализации.

Необходимая составляющая высших йог.

Недаром йога поясняется многими учителями как процесс самопознания. Свадхьяя неизменно присутствует во всех ее направлениях.

Самопознание является методом и целью Джняна-йоги, йоги мудрости. Человек, идущий этим путем, пытается получить ответ на свои вопросы разными путями: самостоятельно, вопрошая мудрецов или штудируя тексты. Он не удовлетворяется первой мыслью, которую выдаст его разум, или первым же изречением, написанным в древнем писании, или словами даже признанного всем миром авторитетного риши. Свои выводы и сторонние наставления он анализирует и проверяет собственным опытом. Поиск ответа на вопрос о своей истинной сути не является для такого джняна-йогина чем-то досужим, каким-то развлечением. Он стремится к непосредственному переживанию истины, знанию, основанному не на словах, а на личном трансцендентальном опыте, который не поддается словесному описанию, после которого не остается никаких сомнений и никаких вопросов. Такой процесс самопознания становится для йога неизменным атрибутом самой жизни, имеющим такое же значение, как и регулярные вдохи-выдохи. Разумеется, Свадхьяя для Джняна-йоги необходима уже на старте ее практики.

Не все люди интересуются своей внутренней природой. Но если они покопаются в себе, то обязательно найдут те вопросы, которые буквально «берут за душу». Свадхьяя реализуется в данном случае как процесс поиска подобных вопросов, таких как: «Какова причина существования реальности? Какая моя роль в бесконечности пространства и времени? Откуда я пришел и куда иду?»

Раджа-йога, или путь медитации, приводит к углублению в Свадхьяю. Это может происходить и как постепенное продвижение к цели, и как мгновенная вспышка озарения. Процесс медитативного углубления чем-то похож на углубление в бесконечную внутреннюю структуру атома. Медитативные техники удаляют наслоения мыслеформ с поверхности разума, позволяя человеку в итоге остаться в своей изначальной природе чистого сознания.

Карма-йога не будет реализована без принципа Свадхьяя. Человек может вдохновиться идеей выполнения идеальных действий, но это вдохновение быстро разрушится, если не найти ту деятельность, которая нравится сама по себе. Когда какая-либо деятельность приносит человеку такое удовольствие, что он в ее процессе забывает об ожидаемых от нее результатах, когда выполняя какую-то работу он вовлекается в нее с головой — это и будет самой лучшей карма-йогой. Свадхьяя позволяет найти занятие по душе, и если оно найдено, карма-йогин уже не думает о результатах труда, так как знает, что они автоматически реализуются наилучшим из всех возможных способов.

Бхакти-йога, или путь любви к Абсолюту (Природе, Высшим силам), также не будет реализована без Свадхьяи. Обнаружив Божественность и ощущая свою нераздельность с Ней, бхакти-йог не забывает поддержать это чувство глубинной внутренней работой. Изучение вопросов «Кто для меня Бог? Кто я для Бога?» — пример практики Свадхьяи для начинающего бхакти-йогина.

Познание всеми доступными методами.

Чтение духовной и научной литературы — важная составляющая принципа Свадхьяя. Научные исследования не менее интересны и полезны для процесса самопознания, чем информация, полученная из духовных писаний. Человечество и Вселенная находятся в постоянном процессе эволюции, поэтому многие современные открытия вы не найдете в древних текстах.

Йогин использует все доступные ему методы самопознания и не разделяет их на «важные» и «не важные». Здесь намного уместнее употребить «подходящие» и «не подходящие» по отношению к индивидуальным особенностям личности. Один человек скажет: «Я больше всего люблю погрузиться в медитативное размышление, поиск сути своего Я». Другой же ответит: «А я предпочитаю читать древние тексты и соотносить эти знания со своим личным опытом». Третий продолжит: «А я вижу самопознание как научный процесс, основанный на методе эксперимента». Эти люди мудры, если понимают, что говорят исключительно о своих предпочтениях в едином процессе самопознания и самосовершенствования разумных существ.

Ишвара-Пранидхана, или любовь к Богу

ишвара-пранидханаЛогическими умозаключениями доказать или опровергнуть существование Того, кого люди называют именами Бог, Абсолют, Аллах и другими, имеющими то же значение, еще никому не удавалось. Поэтому оставим бесполезные дискуссии и примем лишь факт, подтвержденный миллионами людей и зафиксированный в любых письменных и устных источниках знаний о йоге: отрицание Божественности делает невозможным успешную практику йоги и достижение ее целей. Иными словами, без Бога йога не работает, а искренняя любовь к Божественным проявлениям «почему-то» быстро приводит йогина к успеху. Зная эту закономерность, каждый практикующий сам для себя делает выводы о необходимости соблюдения или хотя бы стремления к одному из фундаментальных принципов Ниямы и йоги в целом, который называется Ишвара-Пранидхана. Он означает любовь к Богу, понимание Божественных принципов мироустройства и следование им, тотальное и благодарное, с верой в Высшую Справедливость, принятие Жизни во всем ее многообразии.

Ишвара-Пранидхана отнюдь не означает слепую покорность «заветам святых отцов», на которой настаивают нечистые на руку «посредники» между Богом и людьми. Напротив, этот принцип требует от человека максимального применения своих сил и способностей для совершенствования Вселенной на основе Божественной безусловной Любви и Гармонии, наиболее ясно выраженной в мантре: «Да будут счастливы все существа во всех мирах».

Ишвара-Пранидхана — это то, к чему рано или поздно естественным образом направляются мысли и чувства человека. Это то, что является сутью Жизни, что не отлично от самой Жизни и то, что является единственной целью всех духовных практик.

Любовь к Высшим Силам не приходит к человеку извне, но постепенно раскрывается им, познается, как неотъемлемая часть и глубинная основа всей его личности, индивидуального сознания. Без познания этой любви невозможно обрести внутреннее счастье, покой и радость.

Человек может гоняться за призрачными миражами внешнего мира, но так и провести свою жизнь впустую. Ни деньги, ни слава, ни успех в обществе — ничто не подарит удовлетворения, если их обретение не идет в ногу с Любовью. «Бог есть Любовь» — говорят мудрые люди. Реализуя и познавая Любовь, мы реализуем и познаем Бога.

И цель, и средство ее достижения.

Даже асаны Хатха-йоги не дадут никаких значимых результатов практики, если они не будут основаны на Ишвара-Пранидхане. Более того, в этом случае есть опасность огромного вреда — человек возгордится здоровьем и красивым телом, он привяжется к своим достижениям и выпустит из рук путеводную нить, ведущую к истинным целям йоги, а вскоре неминуемо потеряет и здоровье, и красоту тела, и само тело.

Гибкие суставы не смогут подарить внутреннее счастье, стройная фигура и хорошее здоровье не обязательно свидетельствуют об успехах на духовном пути и внутреннем блаженстве. Человек, видящий результатом своей практики лишь здоровье и раскрытие «сверхспособностей» так же далек от целей йоги, как и тот, кто, уничтожает тело неестественным образом жизни.

Физическое тело человека — лишь временная оболочка бессмертной Души, поэтому его здоровье — важная составляющая йоговского пути самопознания. Больное тело не дает возможности сосредоточиться на духовных практиках, навсегда избавляющих ум от страданий. И любовь к Богу, о которой говорит Ишвара-Пранидхана, помогает ясно понять истинное значение здоровья, не преувеличивая, но и не преуменьшая его. Тот, кто заботится о своем теле, как об инструменте, позволяющем развивать Любовь, Волю и Разум, легко обретет все необходимые результаты йоги: физическую силу, здоровье, силу мысли, креативность, свободу от стрессов, стабильный позитивный настрой, самопознание и самореализацию.

Принцип Ишвара-Пранидхана не означает отказ от разнообразных прелестей материального мира. Но он настаивает на верном отношении к успехам и неудачам, приобретениям и потерям.

У кого-то есть шикарная машина или дом, но разве владелец может гарантировать их сохранность? Знаем ли мы, как, когда и при каких обстоятельствах мы расстанемся с нашим телом? Путник может быть внезапно убит молнией, а потерпевший кораблекрушение так же внезапно может быть или спасен «случайным» судном, или съеден «случайной» акулой. На самом деле, никакой внезапности и случайности в происходящем нет. Духовно развивающиеся люди об этом знают из собственного опыта, остальные — лишь догадываются.

Все, чем мы пользуемся в этом мире, дано нам временно и будет отнято постоянно изменяющейся и эволюционирующей Природой, живущей по ее же Законам, в основе которых лежит Гармония, Любовь и Целесообразность. Отдельная личность — песчинка в этом процессе Вселенской Жизни. Осознать это — значит сделать большой шаг к внутреннему счастью и к реализации Ишвара-Пранидханы. После этого осознания у йогина не остается иного разумного выбора, как совершение любого действия ради радости самого действия, стремясь все делать безупречно. Разве можно предложить Вселенской Гармонии несовершенный борщ, некачественное строительство, плохо сделанный отчет или программное обеспечение со множеством ошибок? Ведь «как аукнется — так и откликнется»! Но если человек глуп и ради сиюминутного личного блага готов пренебречь голосом Совести, ему будет очень сложно совершать идеальные действия. Эгоистичные люди постоянно попадают в неприятные ситуации, даже не догадываясь, что это явилось следствием подмены ими законов Природы другими законами, идущими вразрез со стремлением мира к красоте и гармонии всеобщего существования.

Поклонение? Любовь!

Есть большая разница между принципом Ишвара-Пранидхана и ритуалами поклонения. Любовь к Богу не означает зависимость «господин-раб». Конечно же, индивидуальной душе не стоит впадать в иллюзию и возвеличивать себя до уровня Абсолюта. Атом ничтожен по сравнению с Космосом, но он является частью Космоса и в своей бесконечной глубине неотличен от него по своим свойствам. Зачем атомам воды поклоняться Мировому океану? Зачем Мировому океану нужно, чтобы вода поклонялась ему? Они — едины, их независимое существование — нонсенс.

Однако практики поклонения — мощный духовный инструмент, ведущий к раскрытию внутреннего чувства бхакти и реализации Ишвара-Пранидхана. В начале духовного пути человек может регулярно бить поклоны, повторять молитвы и совершать простирания перед статуями божеств. Их можно сравнить с нанесением моющего средства на грязное окно — оно помогает убрать пятна, затем нужно применить лишь тряпку и воду без чистящего средства, а когда окно очищено — через него можно просто смотреть, и тогда вовсе пропадает надобность в очищающих действиях-ритуалах.

Для йогина, реализовавшего Ишвара-Пранидхана, каждый вдох является актом поклонения и благодарности, каждое действие — проявлением Любви, каждое слово — общением с Богом, каждая мысль отражает Его величие, каждая эмоция направлена к Нему. Уже незачем выделять специальное время для молитв или ходить в храмы: везде Храм, всегда молитва.

Кого любят йоги?

Бог неограничен. Все имена — Его. Все формы — Его. Иисус, Будда, Кришна, Шива… Йогин не делает разницы между проявлениями Бога, но при этом может чувствовать особо теплые чувства по отношению к отдельным Его эманациям.

Например, если разум захвачен блистательным образом Кришны, не стоит заставлять себя обязательно концентрироваться на качествах Иисуса или Шивы. Сердце легко подскажет, к какой форме и к какому имени стоит направить свое бхакти.

Прислушиваясь к самому себе, йогин безошибочно узнает объект своей любви. И постепенно он перестанет видеть разницу между Его проявлениями. Он будет видеть Бога и в иконе, и в мельчайшей травинке у себя под ногами, и в себе самом.

Любовь атеиста.

Атеист — это такой же человек, с таким же внутренним устройством, что и самый преданный последователь какой-либо религии или философской системы. Любовь теплится в груди у обоих. А разница лишь в том, что у одного она направлена на антропоморфные образы, а другой реализует Ишвара-Пранидхана через любовь к Природе, самой Жизни.

Можно не верить в Бога, но нельзя не верить в Жизнь. А между ними нет разницы. Атеизм — выдумка, не существующая в реальности. Жизнь есть повсюду. Достаточно здраво осмотреть окружающий мир, чтобы в сердце зародилась волна уважения и любви к той безграничной движущей Силе, которая лежит в основе всего сущего. Поддержание этой волны, следование за ней — это и есть реализация принципа Ишвара-Пранидхана.

Предание себя Высшей Воле.

Ишвара-Пранидхана имеет множество аспектов. Согласие с волей Бога — один из важнейших.

О некоторых людях говорят, что у них «все не слава Богу». В этой пословице кроется двойной смысл — она ясно указывает на причину несчастий.

Многие люди избирают жизненный стиль, который можно назвать «плыть против течения». Только кому-то такое плавание приносит драйв в жизнь, делая человека сильнее и не причиняя ему вреда, а кто-то постоянно получает по лбу встречающимися навстречу бревнами-обстоятельствами, страдает от болезней и собственных мыслей. Почему так происходит? Причина кроется в умении видеть правильный путь и следовать знакам, которые посылает нам Жизнь.

Разве человек способен противостоять воле Природы? Мудрый йогин не преувеличивает значение своих усилий, понимая, что является лишь одним из актеров в спектакле, поставленном гениальным и всемогущим Режиссером. Когда приходит это осознание, нет более смысла кичиться своей свободной волей. Йог знает, что эта свобода дает только два выбора: или всегда быть в потоке, четко следуя сложившимся тенденциям жизни, или плыть против течения, настаивая на своих желаниях и решениях. «Режиссер» видит общую ситуацию на «сцене» и намного лучше знает, что является для «актера» благом, а что горем. У человека действительно есть свободная воля, а Режиссер дает ему подсказки в виде вмешательства в его судьбу. Страдания, болезни и неудачи — это сигнал о неверном, с Его точки зрения, способе жить. Воодушевление и удачно складывающиеся обстоятельства, пусть даже и с небольшими трудностями ментального или физического характера — это «похвала» от Него и знак продолжать в том же духе.

Практики, открывающие осознание Ишвара-Пранидханы.

Совсем не просто в одно мгновение полностью реализовать принцип Ишвара-Пранидхана. И если такое случится, человеку больше не нужна будет практика, ведь он уже пребывает в йоге.

Для большинства людей любовь к Богу раскрывается в процессе самосовершенствования, внутреннего очищения в результате системных занятий. Достигшему цели йоги становится доступен процесс раскрытия в себе так называемых «сверхспособностей», данных каждому человеку от рождения.


Метки:  йога, яма и нияма,

Рейтинг статьи:

 
1 2 3 4 5
Текущая оценка 4.5 из 5
Всего проголосовавших: 2
Версия для печати Добавить в избранное
Другие статьи из этой рубрики

Добавить ваш комментарий